С 8 июля 2021 года заработала национальная система прослеживаемости – новая мера государства для контроля за оборотом импортных товаров. В первую очередь это затронуло тех, кто ввозит определённые товары из-за границы – мониторы, холодильники, стиральные машины, бульдозеры и т. д. Но следить будут не только за импортом, но и за тем, что с таким товаром происходит дальше.
Для чего и кому нужна прослеживаемость
На территории стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) создали систему учёта и хранения сведений о ряде импортируемых товаров и их обороте.
Система прослеживаемости нужна нашему государству для дополнительного контроля за отдельными товарами. Она поможет очистить рынок от контрафакта, поступающего из-за рубежа. Также есть цель увеличить поступление налогов, так как при такой прозрачной системе практически невозможно утаить доходы от реализации.
Оператор системы прослеживаемости импортных товаров – федеральная налоговая служба (ФНС). Кроме ввоза, к налоговикам поступает информация о покупке и перепродаже.
Участники – импортёры и все, кто приобретает или реализует подконтрольный товар. Это и индивидуальные предприниматели, и организации. Исключений ни для кого не делали – все должны отчитываться и обмениваться электронными документами, и неважно, на каком режиме налогообложения работают.
Схема работы системы прослеживаемости
Как работает прослеживание товаров:
- ФНС создала информационную систему НСПТ, в которую будут стекаться данные о движении импортных товаров.
- При ввозе в Россию партии товаров присваивается уникальный код – РНПТ. Импортёр обязан указывать его в счёт-фактуре при реализации каждой единицы товара. С помощью РНПТ налоговики следят за движением импортных товаров.
- Покупатель при перепродаже товара вписывает тот же код РНПТ в своём счёте-фактуре и так далее – по всей цепочке продавцов, пока прослеживаемый товар не купит обычное физлицо или самозанятый.
Счета-фактуры или УПД на такие товары обязательно нужно выставлять в электронном виде. В налоговую информация попадает новую отчётность.
Что делать для начала работы с НСПТ
С 8 июля 2021 года всем участникам системы прослеживаемости (организациям и ИП) необходим электронный документооборот:
- для налоговой – отправлять отчёты, уведомления об остатках товаров, о ввозе и др.
- для обмена между участниками товарооборота – отправлять и принимать счета-фактуры и сопроводительные документы.
Налоговые эксперты рекомендуют провести инвентаризацию импортных товаров на складе и сопоставить с утверждённым Правительством списком прослеживаемости.
Если у вас числится прослеживаемая продукция, приобретённая до 8 июля 2021 года, нужно отправить в ИФНС уведомление об остатках для присвоения регистрационного номера – РНПТ. Его нужно получить до момента реализации товаров.
Появились новые формы, по которым придётся отчитываться в налоговую – отчёт об операциях с прослеживаемыми товарами, уведомление об остатках таких товаров, о вывозе в страны ЕАЭС или ввозе из них.
Комментирование закрыто