Зачем нужна прослеживаемость импортных товаров

9.08.2021 О системе

Национальная система прослеживаемости импортных товаров (НСПТ) действует с 8 июля 2021 года. Новые обязанности появились у импортёров, продавцов и покупателей (кроме обычных физлиц и самозанятых). Теперь им нужно сдавать дополнительные отчёты в налоговую, заполнять специальные реквизиты в документах и отправлять их только с электронной подписью.

Зачем нужна прослеживаемость товаров

Национальная система прослеживаемости товаров (кратко – НСПТ) представляет собой обмен электронными документами между всеми участниками оборота контролируемой продукции. На любом этапе налоговая служба может отследить движение партии товара благодаря особым кодам и другим реквизитам.

Налоговики смогут контролировать буквально весь путь – от ввоза товара до его реализации конечному потребителю. Но не вся продукция попадает под государственный контроль, а только из ограниченного перечня, утверждённого Правительством – холодильная и морозильная техника, мониторы, детские кресла и коляски, стиральные машины и др.

Таким образом государство намерено взять под наблюдение перемещение импорта по России и в пределах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), то есть ещё по Армении, Беларуси, Казахстану, Кыргызстану.

Благодаря внедрению НСПТ:

  1. Потребители будут защищены от контрафакта.
  2. Злоумышленникам будет гораздо сложнее уклоняться от уплаты налогов.

Таким образом, система прослеживаемости нужна, чтобы:

  • улучшить контроль за некоторыми партиями товаров при их ввозе и обороте на внутреннем рынке;
  • выполнить международные обязательства – в 2019 году страны-участники ЕАЭС заключили соглашение о механизме прослеживаемости товаров;
  • предотвратить ввоз контрафакта в Россию;
  • сократить долю серого импорта;
  • увеличить конкурентоспособность отечественной продукции.

Как работает система прослеживаемости

Пару лет система была только в режиме эксперимента. Обязательной она стала с 1 июля 2021 года, но не смогла сразу заработать из-за того, что Правительство не успело утвердить все нужные документы. Но уже 8 июля 2021 года запуск НСПТ всё же состоялся.

  • Новый регламент работы утверждён Постановлением № 1108 от 1 июля 2021 г.
  • Перечень прослеживаемых товаров – Постановлением № 1110 от 1 июля 2021 г.

С этого времени начался так называемый переходный период. Продлится он не менее года. Заключается он в том, что участников оборота прослеживаемых товаров не будут наказывать штрафами за ошибки или неисполнение новых обязанностей. Это не значит, что правила НСПТ можно не соблюдать. Это время даётся на то, чтобы обкатать работу системы и программного обеспечения.

Новый порядок затрагивает не только тех, кто ввозит товары для реализации на территорию РФ. Он обязателен для всех участников цепочки:

  • импортёры;
  • покупатели импортной продукции для дальнейшей перепродажи;
  • экономические субъекты, отвечающие за утилизацию ТМЦ;
  • розничные продавцы;
  • посредники и перекупщики;
  • компании, которые отвечают за вывоз продукции;
  • ответственные за конфискацию;
  • другие участники рынка.

Система обязательна и для юридических лиц, но и для индивидуальных предпринимателей. Форма собственности (частная, государственная) и режим налогообложения (общий, упрощённый и т. д.) не имеют значения.

Чек-лист: Как работать по новым правилам НСПТ

Обязанности участников системы прослеживаемости:

  • Заполнять во всех документах к прослеживаемому товару новые реквизиты: уникальный идентификатор РНПТ, регистрационный номер декларации, единицу измерения товара и его количество.
  • Выставлять и принимать счета-фактуры при покупке/продаже таких товаров только в электронном виде и подписывать электронной подписью.
  • Сдавать в налоговую новые виды отчётности: об операциях с товарами, уведомления об остатках, ввозе и вывозе из стран ЕАЭС.

Как начать работу в системе прослеживаемости:

  1. Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись для обмена документами с системой и контрагентами.
  2. Внедрите электронный документооборот (ЭДО). Для этого заключите договор с любым подходящим оператором спецсвязи или уточните информацию у поставщика учётной программы, которой вы уже пользуетесь.
  3. Проведите инвентаризацию, сверьте с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТН ВЭД ЕАЭС и выясните, какие ваши товары подлежат прослеживаемости.
  4. Отправьте свою ИФНС уведомление об остатках прослеживаемых товаров, если они числились до 8 июля 2021 года. Срок сдачи – не позднее совершения с товаром любых операций.
  5. Получите от налоговиков регистрационные номера партии товаров (РНПТ) и занесите их в свою учётную систему.

Комментирование закрыто

error: Запрещено