Чем прослеживаемость товаров отличается от маркировки

9.08.2021 О системе

Прослеживание и маркировка товаров – это не одно и то же, хотя их часто так ошибочно воспринимают. У этих систем похожа только цель – оградить рынок от левой продукции и контрафакта. Но в остальном они различаются – товарами, подходом, способами контроля, проверками и т. д.

Что такое маркировка и прослеживаемость

Маркировка – это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), содержащий основные сведения о продукции. Его нужно сканировать и передавать в составе документов. КиЗ наносят на упаковку, ярлык, этикетку или тару. Формирует его только единый оператор маркировки – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Организации и ИП обязаны передавать информацию по таким товарам в единую госсистему «Честный ЗНАК». Благодаря маркировке налоговая отслеживает весь путь товара от производства до продажи или списания. А потребители могут проверить соответствие продукции ГОСТу, качеству и требованиям безопасности.

Прослеживаемость – это ещё одна мера контроля государства за оборотом импортных товаров. Главное отличие – ничего не наносят на товары и не сканируют, путь товара отслеживается по электронным документам. Участники обязаны обмениваться электронными счетами-фактурами и сдавать в налоговую новые отчёты. Отслеживается не каждая единица, а вся партия сразу.

Прослеживаемость контролирует путь импортных товаров на территории всего ЕАЭС – России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Армении.

Цель этих систем – исключить теневые операции с товарами. Но механизм работы при маркировке и прослеживаемости разный.

Чем отличается прослеживаемость от маркировки

В чём разница между системами:

  1. Маркировка позволяет отслеживать движение отдельной единицы товара, а прослеживаемость – партий. Все участники НСПТ (поставщики и покупатели) должны наладить и вести партионный учёт.
  2. При маркировке контроль происходит посредством физического нанесения на товары или упаковку двумерных кодов Data Matrix. При прослеживании — только по документам с помощью специальных реквизитов: регистрационного номера партии товара (РНПТ), единицы измерения, количества.
  3. Продажа маркированных товаров подтверждается чеком, а информация из онлайн-кассы автоматически поступают в налоговую. При реализации прослеживаемой продукции сведения передают участники оборота через электронные отчёты в ИФНС.
  4. При покупке маркированного товара потребитель может получить всю информацию, отсканировав код Data Matrix. Сведения о прослеживаемой продукции хранятся только у продавца.

Прослеживаемые товары не должны пересекаться с маркировкой. То есть не могут относиться одновременно и к маркируемым, и к прослеживаемым.

Ключевые отличия маркировки от прослеживаемости

МаркировкаПрослеживаемость
ОператорЦентр развития перспективных технологий (ЦРПТ)Федеральная налоговая служба (ФНС)
Как контролируют товарыНаносят код на каждую единицу товараУникальный номер ставят только в электронных документах и отчётах на партию товаров.
Товары, подлежащие контролюИмпорт и производство отдельных товарных группОтдельные товары, ввезенные из-за рубежа и не пересекающиеся с системой маркировки
Дополнительное оборудованиеНужны принтер этикеток и сканерНе нужно
Кто администрирует«Честный знак»ФНС

 

Комментирование закрыто

error: Запрещено