Прослеживание и маркировка товаров – это не одно и то же, хотя их часто так ошибочно воспринимают. У этих систем похожа только цель – оградить рынок от левой продукции и контрафакта. Но в остальном они различаются – товарами, подходом, способами контроля, проверками и т. д.
Что такое маркировка и прослеживаемость
Маркировка – это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), содержащий основные сведения о продукции. Его нужно сканировать и передавать в составе документов. КиЗ наносят на упаковку, ярлык, этикетку или тару. Формирует его только единый оператор маркировки – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Организации и ИП обязаны передавать информацию по таким товарам в единую госсистему «Честный ЗНАК». Благодаря маркировке налоговая отслеживает весь путь товара от производства до продажи или списания. А потребители могут проверить соответствие продукции ГОСТу, качеству и требованиям безопасности.
Прослеживаемость – это ещё одна мера контроля государства за оборотом импортных товаров. Главное отличие – ничего не наносят на товары и не сканируют, путь товара отслеживается по электронным документам. Участники обязаны обмениваться электронными счетами-фактурами и сдавать в налоговую новые отчёты. Отслеживается не каждая единица, а вся партия сразу.
Прослеживаемость контролирует путь импортных товаров на территории всего ЕАЭС – России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Армении.
Цель этих систем – исключить теневые операции с товарами. Но механизм работы при маркировке и прослеживаемости разный.
Чем отличается прослеживаемость от маркировки
В чём разница между системами:
- Маркировка позволяет отслеживать движение отдельной единицы товара, а прослеживаемость – партий. Все участники НСПТ (поставщики и покупатели) должны наладить и вести партионный учёт.
- При маркировке контроль происходит посредством физического нанесения на товары или упаковку двумерных кодов Data Matrix. При прослеживании — только по документам с помощью специальных реквизитов: регистрационного номера партии товара (РНПТ), единицы измерения, количества.
- Продажа маркированных товаров подтверждается чеком, а информация из онлайн-кассы автоматически поступают в налоговую. При реализации прослеживаемой продукции сведения передают участники оборота через электронные отчёты в ИФНС.
- При покупке маркированного товара потребитель может получить всю информацию, отсканировав код Data Matrix. Сведения о прослеживаемой продукции хранятся только у продавца.
Прослеживаемые товары не должны пересекаться с маркировкой. То есть не могут относиться одновременно и к маркируемым, и к прослеживаемым.
Ключевые отличия маркировки от прослеживаемости
Маркировка | Прослеживаемость | |
Оператор | Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) | Федеральная налоговая служба (ФНС) |
Как контролируют товары | Наносят код на каждую единицу товара | Уникальный номер ставят только в электронных документах и отчётах на партию товаров. |
Товары, подлежащие контролю | Импорт и производство отдельных товарных групп | Отдельные товары, ввезенные из-за рубежа и не пересекающиеся с системой маркировки |
Дополнительное оборудование | Нужны принтер этикеток и сканер | Не нужно |
Кто администрирует | «Честный знак» | ФНС |
Комментирование закрыто